Теос Бернард "Хатха-йога"

"Процесс сам по себе достаточно прост. Я начал с "дойки" языка. Язык надо было вымыть и затем обхватить его
льняным полотенцем. Для этого подходит любая ткань, но для меня была наиболее удобна льняная. Когда язык
становился достаточно сухим, его можно было держать в руках, но если на нем оставалось хоть малейшее
количество слюны, то удерживать его было невозможно без использования какого-нибудь куска ткани.
Я вытягивал его вперед до предела, затем перемещал из стороны в сторону с максимальной амплитудой движений.
Эту манипуляцию я выполнял регулярно по 10 минут дважды в день.

Через пару недель я заметил,
что уздечка языка начала поддаваться, растягиваясь поверх передних резцов. Мне же хотелось еще более
активизировать этот процесс, поэтому я прибег к помощи лезвия бритвы. Каждое утро я аккуратно
проводил бритвой по уздечке, пока не начинала выступать кровь. Боли не чувствовалось, и кровотечение
прекращалось еще до того, как я высушивал язык. На следующее утро рана начинала заживать, формируя
мягкие ткани, которые я счищал и затем повторял процедуру, которую делал накануне.

В дополнение к дойке языка мне была показана еще одна практика. Чтобы опустить язык в область гортани,
то есть проглотить его, вначале необходимо ослабить мягкое небо. Самый удобный способ достичь этого
заключается в том, чтобы взять обыкновенную чайную ложку и согнуть кончик ее ручки в крючок. Далее
следует просунуть этот крючок в горло, слегка подтянуть его вперед, чтобы он смог уцепиться за небную
складку. Когда вы почувствуете, что захват достаточно крепок, нужно несколько раз потянуть за небо
вперед к передней части рта. Со временем эта оболочка становится такой эластичной, что можно почти
дотягивать мягкое небо до зубов. Я упражнялся таким образом каждый день по 10 минут.

Успех в практике зависит от количества времени, затраченного на нее. Мне удалось достичь результатов
за четыре месяца, в среднем уделяя практике по 10 минут в день. Часть этого времени я работал с каждой
практикой дважды в день, после чего обстоятельства вынудили меня отложить ее на несколько дней.
Иногда мне удавалось посвящать этим занятиям всего 5 минут по утрам, воздерживаясь от них по вечерам.
На растягивание языка, чтобы в результате он смог достать до точки между бровями, требуется
несколько лет, и нет необходимости в том, чтобы достичь этого сразу. Важно научиться проглатывать
язык и использовать его с целью направлять дыхание в нужную ноздрю или совсем приостанавливать
его поток. Во время выполнения пранаямы распространена практика запирания воздуха путем
заглатывания языка внутрь. Те же, кто не в состоянии сделать это, могут завернуть язык вверх,
основательно упершись им в верхнюю челюсть.

В самом начале мне разрешалось заворачивать язык в гортань пальцами рук, потом в этом уже не было
необходимости. Как только я помещал язык за небо, то тут же начинало скапливаться изобилие слюны.
Таким способом мне предстояло регулировать состояние потока телесных жидкостей. Вначале он был
обильным, тяжелым и слизистым; в конечном итоге он стал скудным, чистым и однородным. В процессе
этой работы было нереально, просто невозможно делать что либо еще, кроме как чувствовать и
отслеживать происходящие изменения. По мере того, как слюна накапливалась, мне было необходимо
вытащить язык из завернутого положения для того, чтобы эту слюну проглотить. Позже я научился
проглатывать скопившуюся слюну не разворачивая языка, и в конце концов я стал удерживать язык
в таком положении практически постоянно, разворачивая его только в том случае, если мне было
необходимо с кем-то поговорить, поесть, либо когда я выполнял практики, требующие иного положения
языка.

Что касается эффективности практики, могу сказать, что на все это время у меня совершенно пропадало
чувство жажды и голода. Одна из проблем, с которой сталкиваются занимающиеся йогой, состоит в том,
чтобы удовлетворять потребности организма в еде, не переедая при этом. При помощи этой практики
я добился исчезновения пристрастия к еде, принимая пищу только в установленное время и каких-либо
реакций организма, как это могло бы быть при редких приемах пищи. Кхечари-мудра полезна
во время практики пранаямы. При задержке дыхания на несколько минут естественный рефлекс
организма заставляет его сделать очередной вдох. Мне рекомендовали выполнять эту практику,
и я обнаружил, что она помогает побороть стремление сделать после задержки поспешный вдох.
Согласно учениям йоги, нерв, контролирующий рефлекторные действия, соединен непосредственно
с языком, что позволяет контролировать язык таким образом, воздействуя на нерв. Правда это
или нет, но на практике я обнаружил, что это упражнение помогло преодолеть необходимость
делать резкий вдох после его задержки. Кроме этого, кхечари-мудру необходимо было осваивать
одновременно с очистительными практиками, не ожидая, когда в них возникнет необходимость
на более поздних этапах обучения. Принимая во внимание количество времени, затраченное
на освоение этой техники, я бы рекомендовал ту же последовательность
для всех практикующих".
Hosted by uCoz