Отрывок из книги М.Николаевой. Курс пранаямы описанный в этом отрывке просто замечательный.
С моей точки зрения он замечателен прежде всего тем,что он ритритный.
То есть имеет начало и конец (ну в общем расчитан на конкретный срок:))).
Что делает его идеальным для домохозяина.
Т.е. человеку с сильным тапасом вполне реально выдержать две мандалы по 48 дней с перерывом между ними,без каких-то растратных действий. Не сбрасывая с помощью своих любимых методов накопленные излишки энергии.
Во-вторых,это суровый мужской комплекс.Довольно трудный и длинный в ежедневном исполнении.
Ну и в третьих,я нигде раньше не встречал в инете описания пранаям школы Шри Кришнамачарьи,отдельно от асан.
Т.е. это не пранаямы по сути,а просто способ дыхания в асане.
Что подтвердил в этой книге Б.Н.С. Айенгар,назвав пранаямой только дыхание связанное с кумбхакой.
А оказывается такой комплекс есть.И какой!
Очень достойный по моему курс.Вооружившись ручкой и листом бумаги вполне реально составить план ритрита по описанию техник,оставленных М.Николаевой.
Браво Мария Николаева.Огромная Вам благодарность.
777
P.S.Замечания сделанные по ходу текста всего лишь мое мнение, и вполне вероятно верны только для меня.
Успехов.


  • "Видеокурс "Пранаяма с Геной 777".

    Отрывок из книги М.Николаевой "Практика хатха-йоги.Ученик среди учителей."

    Б.Н.С.Айенгар


    Б.Н.С.Айенгар (не путать со всем известным Б.К.С.Айенгаром :)))777) родился в штате Майсор в 1925 году (прикинь возраст в котором парень активно преподает асаны и пранаяму:)))777),шесть лет изучал йогу под руководством Шри Кришнамачарьи,пока тот не переехал в Мадрас,а затем продолжил занятия под присмотром Паттабхи Джойса.
    В 1984 году,после путешествия по святым местам Индии и многолетней практики в своей деревне, он получил приглашение возглавить Патанджала Йогашалу в известной брахманской школе Браматантра Паракала Мутт,а махараджа Майсора присвоил ему титул йогавишарады-знатока йоги. Сейчас он является вице президентом Ассоциации йоги штата Карнатака.
    В 1995 г. провел серию лекций в Италии и Швейцарии по кундалини-йоге.
    Айенгар готовит индийских йогов для национальных соревнований по асанам,а среди его западных учеников наиболее известны Годфри Девере,Лино Миеле и Марк Киндер.
    Ежедневно он ведет группы для начинающих,а параллельно дает индивидуальные занятия по пранаяме, мудрам,дхьяне,крийам.На его занятиях среди учеников есть как индийцы,так и иностранцы.
    Патанджала Йогашала расположена возле восхитительного майсорского дворца,по воскресеньям залитого светом иллюминации,-это непосредственно те помещения,где преподавал прославленый Шри Кришнамачарья.
    Внизу устроен индуистский храм,а на втором этаже находятся залы и комнаты,отведенные для занятий йогой еще махараджей Майсора.
    Сам Айенгар считает,что именно он является хранителем подлинной традиции виньяса-аштанга йоги,полученной от Кришнамачарьи,а Паттабхи Джойс исказил истинное учение,после того,как к нему стали приезжать много иностранцев,и он был вынужден подстраиваться пол западный менталитет.
    Для своих 80-ти лет Айенгар достаточно энергичен и деятелен.Ежедневно,без выходных,за исключением двух лунных дней в месяц,он приезжает в йогашалу утром и вечером на мотоцикле и обращается к студентам неизменно звучным и раскатистым голосом.

    Пранаяма.



    .......
    Айенгар преподает пранаяму непосредственно в той последовательности и с теми комментариями,которые он в свое время получил от самого Шри Кришнамачарьи.
    В одномесячный сертифицированный курс пранаямы с Айенгаром входит всего пять пранаям (а зачем больше?Коллекцию собирать?Ох уж эти йогини:))))777),которые можно было объяснить и за пять часов,но поскольку ими нужно овладеть на практике,это занимает много больше времени.
    Когда уже на третий день после прибытия в Майсор я поделилась с Шешадри тем,что начала заниматься пранаямой с его бывшим учителем,тот был несказанно удивлен и вполне искренне произнес:"Вам повезло!"
    Дело в том,что пранаяма традиционно изучается после освоения асан,и для самого Шешадри период подготовки, после которого он получил от своего учителя "допуск" к пранаяме,составил более 10 лет.
    (Сроки-очень условный критерий.
    И с овладением асанами начало пранаямы связано тоже формально.
    Это значит,что ты должен быть здоров и мочь длительное время сидеть в асане.Это все.
    Главное совсем не в этом.Главное в том,что ученик должен созреть,разобраться в себе.
    Созреть-значит изменить цели практики.Только тогда он захочет начать пранаяму.
    Потому что цель пранаямы гораздо уже и специфичнее,чем цель гимнастики йогов.
    И из этого хорошо видно,что роль ученика в уменьшении этих сроков гораздо больше,чем роль учителя.
    Здесь есть еще миллионы тонкостей,которые нам с нашим уровнем внимательности и чувствительности тонкого мира тяжело различать.
    Ну вот Шешадри десять лет готовился принять пранаяму-судя по удивлению,он высоко ценил ее.
    Мария получила ее на третий день,и приехав домой тут же забросила.Т.е. готовности не было.
    Но она написала книгу,вышедшую тиражом в 5000 экземпляров,где описала этот замечательный комплекс.
    Я уверен,что обязательно найдется хоть пару человек,которые прочитав,захотят его практиковать.
    Знал ли Айенгар,что дав комплекс ученице,которую впервые увидел,он забросит его так далеко,в СНГ?
    Скорее всего нет.
    Почему же тогда так поступил?
    Множество существ тонкого мира заботятся о поддержании и передаче линии:)))
    И роль людей в их лиле невелика.
    Ну не настолько,насколько бы людям хотелось:))))


    Теоретическая вводная лекция была довольно короткой.
    Айенгар объяснил место воздуха в системе пяти элементов,из которых в разных пропорциях составлены все вещи, а также то обстоятельство,что воздух выступает в роли посредника между индивидуальной душой Вселенским Духом. Йога вообще означает "коммуникацию" между ними,ведущую к освобождению. (Выделено мной.777)
    Цель пранаямы состоит в пробуждении энергии Кундалини и подъеме ее вверх по позвоночнику,поэтому главной пранаямой курса является последняя (Шакти-чадана.777),предназначенная для реализации именно этой задачи,тогда как все остальные подготовительные.
    Основное отличие пранаямы от простых дыхательных упражнений заключается в задержке дыхания (кумбхаке), а любое удлиннение вдоха (пураки) и выдоха (речаки) не может относиться собственно к пранаяме. (Выделено мной.777)
    Прием пищи следует прекращать за три часа до начала пранаямы,а также нужно воздерживаться от еды около получаса после ее завершения.Но постится в период практики пранаямы строго противопоказано (Выделено мной.777),даже наоборот:поскольку оказывается довольно сильное воздействие на тело,следует поддерживать его регулярным и достаточнем питанием через каждые 4-6 часов.
    Однако конкретным рекомендациям я предпочла бы не следовать.Айенгар назвал среди "найлучших продуктов питания" прежде всего молоко и все продукты из пшеницы,но ведь давно известно,что подобное сочетание вызывает значительные трудности с пищеварением.
    (Что такого?Нормальная сатвическая пища,которую каста брахманов едят уже тысячелетия.
    Усваиваемость этих продуктов-это индивидуальная особенность организма.
    Совмещение их-личное дело каждого.)


    Итак при выполнении пранаямы следует сидеть лицом на север или на восток:первое положение способствует устойчивости ума,второе-"взращиванию познаний".В пранаямах,предполагающих задержку дыхания с помощью пальцев используется Шанка-мудра (шанка-означает "раковина"),которую называют также Вишну-мудрой.
    Указательный и средний пальцы подгибаются к середине ладони,а три остальных остаются выпрямленными. Большим пальцем зажимается правая ноздря,а мизинцем.в ноготь которого упирается кончик безымянного пальца, создавая дополнительное давление,-левая ноздря.
    Любая пранаяма идаже отдельный цикл пранаямы начинается с "удаления нечистоты",для чего зажимается правая ноздря и делается продолжительный выдох через левую.

    Вишама-вритти-пранаяма.



    Вишама означает "нечетный",вритти-здесь "система",хотя в классическом определении йоги,как "читта вритти ниродха" под вритти понимаются любые мысли как продукты деятельности ума,которые именно йога и призвана устранить с целью очищения читты-индивидуального сознания.В данном случае имеется в ввиду просто система использования нечетного количества вдохов и выдохов.
    На высших ступенях йоги даже систематизированные и управляемые вритти должны быть изглажены из сознания,но поначалу концентрацию на дыхании с подсчетом вдохов и выдохов можно считать объектной медитацией,подготовительной к собственно дхьяне в смысле медитации безобъектной.(Это как?)

    Как сказано в "Хатха йога парадипике",начинать нужно со счета 12 секунд,поэтому первый цикл выглядит следующим образом.
    После удаления нечистоты посредством долгого выдоха через левую ноздрю,открывается правая ноздря (а левая соответственно зажимается) и выполняется три вдоха-выдоха,где выдох равен по продолжительности вдоху и составляет 12 секунд.Затем зажимается правая ноздря и делается три вдоха-выдоха через левую ноздрю,после чего руку можно опустить.Цикл завершен,а всего в течение одного периода практики нужно сделать 10 циклов, причем каждый начинается с удаления нечистоты.
    Поскольку пранаяма предполагает введение задержки дыхания,она вводится на следующий день,так,что пропорция дыхания в целом составляет 12:12:12.

    На следующий день длинна выдохов и вдохов увеличивается до 18 секунд.Дыхание по схеме 18:18:18 способствует долгой жизни,поскольку смерть наступает преимущественно от того,что естественный выдох всегда длиннее вдоха, и человек непрерывно теряет энергию.Когда вдох и выдох уравнены,энергия начинает сохраняться,а задержка дыхания способствует ее накоплению.
    Дальнейшее освоение данной пранаямы состоит в увеличении задержки,тогда как вдох и выдох неизменно составляют по 18 секунд.Айенгар сравнивает эту систему с рельсами и поездом:рельсы (вдох-выдох)остаются на месте,а поезд (задержка) движется по ним,набирая скорость.
    К задержке добавляются каждый раз по 6 секунд,что имеет символическое значение (пять органов чувств плюс ум), и две последующие пропорции составляют 18:24:18 и 18:30:18.
    Поскольку сама по себе данная пранаяма служит вспомагательной при подготовке к поднятию Кундалини,то наращивать задержку больше не стоит,а нужно переходить к следующей пранаяме.

    Нади-шодхана-пранаяма.



    Нади означает "течение",а шодхана-"очищение".
    Данная пранаяма предназначена для очищения энергетических каналов,расположеных в тонком теле,точнее в Пранамая-коше,второй оболочке после Аннамая-коши,или физического тела,состоящего из анны (пищи).
    поскольку все пять оболочек связаны между собой,очищение пранического тела непосредственно влияет на состояние двух близьлежащих тел:физического с одной стороны,и ментального с другой.
    Как известно,всего насчитывается 72000 нади,но данная пранаяма воздействует преимущественно на три основные,проходящие вдоль позвоночника,сушумну,иду и пингалу.Однако поскольку эти каналы являются главными и все остальные отходдят от канды-места сосредоточения всех энергетических потоков тела, расположенных внизу позвоночника,-то в результате очищение в той или иной степени затрагивает всю систему.

    Техника нади-шодханы в передаче Айенгара несколько отличается от пранаямы с тем же названием, широко известной в традиции Свами Шивананды.Прежде всего задержка делается только после вдоха, тогда,как выдох плавно переходит в следующий вдох.
    От Вишама-вритти данная пранаяма отличается лишь тем,что дыхательные циклы не группируются по три с каждой стороны,а обе ноздри действуют попеременно:вдох справа,задержка,выдох слева.
    В пропорции среднее звено увеличивается точно так же:сначала 18:18:18,затем 18:24:18 и наконец 18:30:18 (Совсем нетрадиционная получается нади-шодхана:)))
    Однако второе отличие от обячной нади-шодханы состоит в том,что чередование продолжается не скольугодно долго (в Шивананда-йоге эта пранаяма считается безопасной в смысле "передозировки".) (Мда.Человек практикующий пранаяму никогда так не скажет.Не знаю у кого автор взяла эту информацию.777),а всего шесть раундов.
    После завершения шестого раунда выдохом вправо делается пауза,и следующий цикл делается с удаления нечистоты через левую ноздрю.
    Всего за одно занятие выполняется 10 циклов.

    Ситали-пранаяма.



    Следующие две дыхательные техники предназначены для поддержания температурного режима тела: Ситали-для охлаждения,Бхастрика-для согревания.
    Соответственно подобным образом они влияют и на психику:Ситали успокаивает,Бхастрика-активизирует.
    Выполнение ситали по Айенгару почти ничем не отличается от обычного описания в литературе по йоге, тогда как в качестве Бхастрики он преподает технику,близкую к той,которую часто называют Капалабхати, в Шивананда-йоге и некоторых других традициях.

    В Ситали задержка выполняется без помощи рук,которые можно свободно положить на колени.Удерживать какие-либо мудры Айенгар не рекомендует,чтобы не отвлекаться от основного объекта внимания-дыхания.
    Сначала делается выдох через нос,затем язык сворачивается в трубочку.высовывается между губами, и через образованное им отверстие производится продолжительный вдох.Сразу после вдоха делается горловой замок (Джаландхара-бандха),при котором подбородок плотно прижимается к верхней части груди и выполняется задержка в течение 15 секунд.Одновременно делаются и два других замка корневой и брюшной (Мула-бандха и Уддияна-бандха). при которых напрягаются мышцы соответственно промежности и живота.
    Следует обратить внимание,что в данном случае уддияна-бандха производится на вдохе,а не на выдохе, как обычно.
    Три замка "запирают" со всех сторон энергетическое пространство внутри тела,а задержка позволяет усилить эффект охлаждающего вдоха.(Который усилится еще больше,если концентрироваться на холодке в горле.777)
    Наконец замки отпускаются и осуществляется выдох через нос с характерным "скребущим" горловым звуком.
    После 2-3 нормальных дыхательных циклов Ситали повторяется,а всего в течение одного периода практики она выполняется 10 раз.
    Мышечные боли в языке при освоении данной пранаямы-явление нормальное.

    Бхастрика-пранаяма.



    Все органы чувств должны быть "сосредоточены" на кончике носа,причем все мышцы лица напрягаются и "стягиваются" к этой точке.Глаза закрыты,руки свободно лежат на коленях.
    Дыхание производится исключительно животом,с одинаковым усилием на вдохе и выдохе,которое должно иметь одинаковую длинну и сопровождаться характерным звуком "кузнечных мехов".Всего выполняется 12-15 дыхательных циклов,после чего на вдохе делается задержка на 15 секунд с тремя замками.Задержка ничем не отличается от таковой в технике Ситали и служит той же цели-усилению эффекта (в данном случае согревания). (в традиции кундалини йоги имеется в виду не физическое согревание,а 1.активизация праны путем быстрого дыхания,2.запирание и смешивание ее с апаной путем бандх и 3.направлением их в сушумну путем длительной задержки воздуха и концентрации на муладхаре.Но там кумбхака максимальная.А здесь всего 15 сек.Значит вполне вероятно бхастрика-это просто разогрев тела перед основной пранаямой курса.Единственно, что тогда непонятно,зачем перед этим делалось охлаждение (Ситали.)Загадки...Загадки :))) 777)) При этом все лицо естественным образом расслабляется.Затем производится мягкий выдох и делается 2-3 нормальных дыхания.Всего 10 циклов.
    Данная техника представляет собой нечто среднее между Капалабхати и Бхастрикой в традиции Свами Шивананды.
    На Капалабхати она похожа тем,что дыхание производится только животом,тогда как все остальное тело должно сохранять полную неподвижность.Но в обычной Капалабхати усиливается только выдох,а вдох происходит естественным образом,здесь же усилие распределяется равномерно по всему дыхательному циклу.В этом смысле она больше похожа на обычную бхастрику,однако там задействован весь внутренний объем тела,включая грудную клетку,а кроме того, подключается движение рук вверх-вниз (вверх на вдохе и вниз на выдохе).(Это что за бхастрика такая чудна'я? Никогда про такую не слышал.Больше похожа на школу самбы.777)Против последнего дополнения Айенгар возразил категорически,утверждая,что тело должно быть неподвижно,иначе это не пранаяма,а простое физическое упражнение.
    Вообще,по Айенгару,Капалабхати выступает синонимом Джала-нети,то есть промывания полости носа водой,но это уже вопрос терминологии.(С моей точки зрения-это абсолютно верно.Потому что Капалабхати (от Шивананды) прочищает ноздри ничуть не хуже Джала-нети.И возможностей застудиться меньше.777)

    Шакти-чадана-пранаяма.



    Шакти-"сила",а чадана-"подъем".Данная пранаяма предназначена для реализации цели йоги-поднятия Кундалини, которое приводит к пробуждению высших чакр и полному освобождению от обусловленного человеческого существования.
    Кундалини,или "змеиная сила",покоится в основании позвоночника,свернувшись тремя кольцами,символически представляющими три гуны,или качества проявленного мира,находящихся в непрерывном взаимодействии и относительном динамическом равновесии.
    При возрастании силы устанавливается и распространяется полный покой,при котором отсутствует деление на элементы и все мироздание погружается в свой источник.
    Тем самым человек,обретя силу полностью очистить свое сознание,освобождается от необходимости продолжать воспроизводить самого себя в предопределенных формах.
    Шакти-чадана очень похожа на Нади-шодхану,но пропорция дыхания в ней ассиметрична,вдохи и выдохи справа короче, чем вдохи и выдохи слева,что и способствует развитию силы.
    Вопрос каким именно образом это происходит,возмутил Айенгара до глубины души,и вместо объяснений он ответил в манере древних учителей,что достаточно получить результат,неизбежный при правильном выполнении техники. (Хорошо,что не выгнал,за такой вопрос.Или не побил палкой,как в дзенском монастыре.Иначе никогда не нашел бы я этот замечательный комплекс пранаямы.777)
    Итак,пропорция дыхания составляет на начальном этапе 6:24:12 в одну сторону и 12:24:6-в другую сторону. Это означает,что при чередовании ноздрей делается вдох справа продолжительностью 6 секунд,затем задержка на 24 секунды,а после-выдох влево на 12 секунд;далее-в обратном направлении:вдох слева на 12 секунд, затем задержка на 24 секунды,а после выдох вправо на 6 секунд.
    Пропорция наращивается прибавлением к вдоху сначала по 2-е секунды,а потом по 1-й.
    Таким образом,мы получаем следующие соотношения:
    8:32:16 и 16:32:8;
    10:40:20 и 20:40:10;
    11:44:22 и 22:44:11;
    12:48:24 и 24:48:12.
    Как правило,этого достаточно.

    Мандала пранаямы.



    В конце курса Айенгар дал рекомендации относительно построения самостоятельной практики.
    Мандала означает "круг",а в данном случае-длительный завершенный период практики пранаямы.
    Всего предполагаются две мандалы по 48 дней. Каждое утро и каждый вечер выполняется Шакти чадана по 20 раз,причем именно в последней пропорции 12:48:24 и 24:48:12
    (Сорри.Тут не могу удержаться.Это высокая планка.
    Такая пропорция предполагает высокий уровень практика.
    Если нет,то нефиг из себя Бэтмена изображать-нужно делать меньшие пропорции,которые доступны.
    Иначе визит в кардиодиспансер обеспечен.
    За 48 дней начинающему вполне реально безопасно добраться до пропорции с кумбхакой в 32 сек.777)

    Непосредственно перед ней должны выполняться подготовительные пранаямы--Вишама-вритти и Нади-шодхана, но не более трех раз каждая.
    (Ага.Только 3 пранаямы.Бхастрика и ситали,как я и думал только в случае перегрева, или переохлаждения перед курсом.Либо между.777)
    Практика не прерывается в полнолуние и новолуние,хотя обычно в аштанга-виньясе в эти дни не дозволяются ни асаны ни пранаямы.,но должна быть приостановлена в период менструации (на три дня).
    При необходимости в перспективе путешествовать или поменять место жительства лучше отложить всю мандалу на более поздний срок.
    Вторая мандала также составляет 48 дней и при правильном выполнении техники должна сопровождаться сверхестественными явлениями.Надо заметить,что при избыточной социальной активности (Нет.Чуть шире.При любых растратных действиях,тупо сливающих все то,что накопил, только потому,что не в силах продержаться этих 48 дней.)вся дополнительная энергия,получаемая в результате пранаямы,будет расходоваться,и едва ли практикующий почувствует хоть что-либо,кроме некоторого прилива сил и прояснения мыслей.
    Однако Айенгар вполне серьезно предупредил,что могут быть видения божеств и демонов и предостерег от любых эмоциональных реакций.
    Практикующий должен занимать позицию свидетеля,ни поддаваясь ни страху,ни восхищению,и продолжать практику.
    Если он преодолеет все соблазны и устоит перед всеми напастями,то к концу второй мандалы достигнет полного покоя ума.
    Тогда внутренний голос проявится в наступившей тишине и будет руководить его дальнейшими действиями.
    Данное описание выглядит вполне традиционно,но,к сожалению,степень моей социальной активности велика,и пока я не в состоянии подтвердить или опровергнуть его истинность.
    К сожалению госпожа Николаева не указала,какой перерыв рекомендован между мандалами. Предполагаю,что зависит от степени готовности.
    И еще пожелание от меня:)))
    Ребята,на любых задержках на вдохе, делайте хотя бы джаландхара-бандху.Даже если она не описана в комплексе.
    Это гарантия того,что ваше давление на больших пропорциях не прыгнет за 200.
    Прошу ногами не бить,это просто мой опыт.

    Творческих успехов.
    Елки,сколько времени стучал по клавишам.
    Хорошо бы не зря.И это кому-нибудь пригодилось.
    777


    Главная страница.

    Написать Гене 777
    Hosted by uCoz