***
Пир-Вилайат-Инайат-хан."Пробуждение.Опыт суфиев."

Все дело в том,что время не линейно.
Оно подобно пространству,которое искривлено гравитацией,оно может замереть и снова тронуться,
как в какой-то момент замирает музыка,чтобы в следующий уже набрать темп.
Эта динамика помогает уяснить,почему обет,данный в нужный момент,
способен нарушить непрерывность прошлого,открывая возможность чего-то нового,
что изменяет направление вашей жизни...
Как свежий ветер подхватывает парусник,так и обет даст вам импульс к началу новой жизни;
вы почувствуете,что ваша жизнь обретает новое направление с послушностью лодки,меняющей курс.
Ибо с того момента,как вы дали обет,вы стали другим человеком.
Вы набрались сил и теперь продвигаетесь вперед огромными скачками.
Это отразится и на ваших жизненных обстоятельствах,ибо ваш обет отсек влияние прошлого
и прошлое наконец утратило свою власть над вами.

***
Диакон Андрей Кураев.

(Милостыня…)
Уже во втором веке в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу.
"Учение двенадцати апостолов" (Дидахе) - текст, быстро утраченный и вновь обретенный только в 19 веке -
говорит: "Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен.
Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен,
а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял" (Дидахе, 1).
Тем не менее, Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: "Впрочем, об этом сказано
еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь" (там же).
***
Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек.
Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже,
тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно.
Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье.
Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать.
Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.
Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя "жаба душила".
Если твоя милостыня это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел,
а просто свои карманы освободил от лишнего груза и брянчания.
Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему.
Серьезная милостыня - та,которую ты мог бы истратить на себя.
В таком случае при ее отдаче "ветхий человек" в тебе начинает ворчать:
"Зачем так много! Хватило бы и половины! А мы на эти деньги вот это вот себе бы купили!".
***
- Что для Вас Бог, создавший все - некая персона, энергия или еще что-то?
Разъясните тоже самое и про Дьявола.
- Это реальности, причем личностные. Как не может быть любви без любящего,
так и не может быть ненависти без ненавидящего.
После опыта зла, который был в двадцатом веке, особенно в нашей стране - я могу понять человека,
который сомневается есть ли Бог на свете, но понять того, кто сомневается в существовании дьявола,
мне гораздо сложней.
***
- Чем отличается жизнь верующего человека от жизни того, кто по каким-то причинам не нашел пути к Богу?
- Мир, в котором живет верующий человек, отличается от мира неверующего как мир человека,
у которого есть цветное видение, от мира человека, видящего все в черно-белых тонах.
Все дело в том, что для верующего человека любое событие, происходящее с ним, не равно себе самому.
Все, что происходит в его жизни и вокруг него, это некая книга откровений - с осознанным,
осмысленным сюжетом. Мир перестает быть случайным награмождением событий,
случайной игрой социальных или иных атомов. Сквозь него начинает проглядывать замысел.
Замысел, который надо стремиться осознать, понять…
У религиозного человека душа нередко вздрагивает от того, что видит всецелую пронизанность
нашей жизни Промыслом - хранящим и предлострегающим.
***
- Спасение предначертано или у человека есть право выбора?
- Есть, есть у человека право выбора. А вот чего у нас нет - так это теоретической схемы,
позволяющей совместить Божественное всезнание с нашей свободой. Мы не сможем такую теорию создать.
Ты никогда не составишь истинное представление о своем доме,
если однажды не выйдешь из него и не посмотришь на него со стороны.
Вот и мы поймем наш дом, только когда выйдем из нашего космоса,
в котором настоящее и будущее существуют порознь.
Так что мы знаем, что наше мировоззрение противоречиво, но оно нам нравится именно таким.
Все в нашей жизни - даже падение волоса с головы - зависит от Бога, и все зависит от нас,
так что именно я несу ответственность за свою жизнь…
Но на уровне практики ответ есть. Его сформулировал Фома Аквинский: мы должны молиться так,
как если бы всё зависело только от Бога, а работать мы должны так, как если бы всё зависело только от нас.
Христианин должен уметь работать с противоречиями...
Христианство давно научилось работать с этой логической моделью.
Оно состоит из противоречий, которые соединены благодатью. Надо уметь принять их во всей полноте.
Нельзя сказать, что я на 80% свободен, а на 20% зависим от Бога.
Ничего подобного: я на 100% свободен и я на 100% завишу от Бога.
И Христос на 100% Бог и на 100% Человек, а не так - частичка того, частичка другого.
***
Что же такое грех с Вашей точки зрения?
- В церковном понимании грех это рана, которую человек наносит своей душе...
Святой Исаак Сирин в 7 веке сказал:
"Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда,
потому что пьянеет от вкуса собственной крови".
***
Задача религии освободить человека. Главное рабство не в повиновении тому, что снаружи,
а в подчинении тому, что изнутри. Разве на опасные производства людей сейчас доставляют под конвоем?
Их там насильно кто-то удерживает? - Нет и нет. Так почему они здесь?
Они знают, что и им и их детям здесь плохо. Зачем же они здесь? Их здесь держит господин доллар.
Нет, не бумажка. А отношение к этой бумажке - вожделеющее, жертвенное отношение, служащее.
Человек же оказался рабом у этой своей похоти. Это и есть тот вопрос,
который религия ставит перед человеком: то, чему я служу, то, чему позволяю себя контролировать
достойно моего человеческого призвания или недостойно?
Или я служу тому, что ниже меня, или же тому, что выше меня.
Соответственно, я раб вещей, или же я - раб Божий.
Если раб Божий, то больше ничей не раб, в том числе не раб своего социального имиджа,
не раб своих "хотелок".
***
- Достаточно замолить грех - можно с чистой совестью жить дальше?
- Да нет в церковном богословии такого термина - "замолить грех".
Нет тут математики - сколько молитв надо прочитать для отпущения вот такого-то греха.
Но если человек начал такую молитву - это уже хорошо.
Значит, он уже осознал нечто как свой грех и уже наметил движение своей воли в сторону,
уводящую от этого греха. Это первый шаг. Но это еще не искоренение греха и не заживление его последствий.
Болезненное воспоминание о том грехе должно оставаться навсегда.
Чистая совесть только у людей с короткой памятью.
***
Знаете, в диккенсовских "Посмертных записках пиквикского клуба" есть мистер Пиквик - человек,
я бы сказал, такой православной комплекции. Так вот, он куда-то торопился и остановил кэб на улице.
Когда он в него уселся, то заметил, что кэбмен тоже человек не слабого телосложения,
а лошадь - такая дохлая пре-тощая кляча. И мистер Пиквик спрашивает кэбмена:
"Простите, милейший, а эта кляча нас довезет или нет?"
На что кэбмен отвечает:
"Не извольте беспокоиться, сэр. Главное - заставить сделать ее первый шаг,
после этого кэб набирает скорость и кляча убегает от него, чтобы он ее не задавил" .
Вот это и есть принцип наших отношений с нашей собственной эмоциональной жизнью,
когда внешние обстоятельства, или наши стереотипные реакции подгоняют нас и сами за нас решают,
что мы скажем и что мы сделаем. И нужно научиться держать дистанцию по отношению
к своим привычкам и стереотипам.


Главная страница.

Написать Гене 777